Анатопия

Материал из raumanalysis
Перейти к навигации Перейти к поиску

введение

Анатопия, по аналогии с аналогией, является пространственным соотношением, сравнимостью, сходством, обнаруживаемом среди пространств бренда. Иными словами, анатопиями мы называем социальные пространства, произведенные и выполняющие сходные, аналогичные функции в рамках единого дискурса современных капиталистических отношений. Элементами сходства является, во-первых, скрытность самой пространственности в этих пространствах, выраженная в создании определенного эмоционального эффекта, аффекта, идеи. Так, например, Вальтер Беньямин пишет о различии зеваки и фланера: зевака полностью поглощен городским событием, а фланер всегда находится вне городского зрелища, он отстраненный зритель [1, c. 429]. Эти две фигуры субъективности буржуазных метрополисов второй половины XIX в. можно осмыслить в качестве эффектов пространства. Но в концепции брендизации капитализма, эффект пространства имеет политически-перформативное значение. В этом и заключается второй элемент сходства между пространствами бренда. Третьим элементом сходства является то, что каждое из пространств бренда видимостно, по-буржуазному, пытается решить капиталистические противоречия посредством определенной реконфигурации пространства. Кроме того, структурно анатопии связаны с капиталистическим пространством как таковым, в целом, при этом, стремясь заместить его (часть замещает целое), представив на поверхности видимость человеческих отношений между людьми, природой и пр., то есть, представляя идеальное в отчужденной форме. Такую замещающую связь мы называем метахорой. В отличие от гетеротопий Фуко [2, c. 22-27], анатопии включены в процесс брендизации капитализма, не только представляя собой идеально организованные общественные отношения в одном пространстве, то есть все пространства в одном пространстве, но еще и несут на себе определенную классовую телеологию. Если Фуко локализировал гетеротопии, не видя за деревьями леса, то анатопии всегда метахоричны, всегда связаны с перманентным кризисом капитализма. Если в «топях означающего» нас ждет один и тот же печальный исход: забвение пространства и понимание идеального в качестве языковой формы, то словосочетание «анатопии означающего» призвано указать на то, что именно Лакан в своей концепции означающего выразил эффект скрытия пространственности пространства и связанные с ним антиномии. Другими словами, концепция означающего является идеалистическим выражением процесса брендизации капитализма.

1. Benjamin W. The arcades project [Текст] / W. Benjamin. Translated by H. Eiland and Kevin McLaughlin. Edited by Role Tiedermann. – Cambridge, London: The Belknap press of Harvard University press, 1999. – 1088 c. 2. Foucault M. Of Other Spaces [Текст] / M. Foucault // Diacritics. – Т. 16. – № 1. – 1986. – с. 22-27.

15

Понятие анатопии в этом смысле выполняет обратную функцию: оно призвано сообщить непрерывность и взаимозависимость по-видимости невзаимосвязанным частичным пространствам капитализма. Анатопии, так же как гетеротопии Фуко, отличаются от утопий своей конкретной пространственной локализованностью, тем, что они «имеют место». Однако если понятие гетеротопии фактически отсылает к любому пространству, вносящему разрыв в видимую целостность повседневности [2, с. 193–204] [3, с. 34–35], то анатопиями мы называем социальные пространства, произведенные и выполняющие сходные, аналогичные функции в рамках единого дискурса современных капиталистических отношений. Сущность гетеротопии в том, что она производит в себе особые отношения к пространству-времени, в ней реализуются особый порядок общественных отношений. Анатопией же является отношение, сущностная взаимосвязь пространств-гетеротопий друг с другом в рамках единой материальной организации общественного бытия капитализма. Если понятие гетеротопии подчеркивает различие, то понятие анатопии подчеркивает связь, показывая тем самым что статичные и прерывные с точки зрения социальной реальности пространственные явления представляют собой элементы обширного процесса производства капиталистического социального пространства.