Аттракт

Материал из raumanalysis
Перейти к навигации Перейти к поиску

7

первоочередной задачей образа, как было замечено выше, является привлечение внимание потребителя, мы можем говорить о том, что основными или ключевыми для его производства являются пространственные приемы, способствующие реализации именно этой функции. Для обозначения подобных приемов я предлагаю использовать понятие аттракта. Если художественные приемы организуют внутреннее пространство изображения, то аттракт отвечает за внешнее по отношению к изображению пространство, то, как и где оно (изображение) расположено, его доступность зрительскому восприятию, т.п. Аттракт представляет собой «экстимную», т.е. внешнюю сторону образа, которая, тем не менее, префигурирует отношение к его внутреннему содержанию. В случае с приемом, использующимся для создания художественного образа, мы вынуждены говорить о той или иной степени автономности произведения от окружающего его социального пространства (пространства экспонирования). Те пространственные приемы, которые позволяют нам воспринимать образ, не замечая, вынося за скобки пространство его экспонирования, как раз и называются аттрактами. При этом для того, чтобы функционировать, аттракт должен оставаться вне того визуального поля, которое им организуется. Таким образом, аттракт можно определить также как прием производства пространственного отношения зрителя к изображению, направленный на такую организацию визуального поля последнего, в которой образ будет выступать на передний план, а социально-пространственный контекст его экспонирования (как и сам аттракт) будет подлежать скрытию. Иными словами, аттракт представляет собой процедуру скрытия пространства репрезентации в метахоре и выступает в качестве материального тела тех общественных отношений, в которых изображение функционирует как образ. При этом аттракт следует отличать от понятия аттракциона Сергея Эйзенштейна, которое он определяет как единицу театрального (воз)действия [2, с. 103] [4, с. 305], катализатор зрительского раздражения [2, с. 104]. Для Эйзенштейна аттракционом является «всякий агрессивный момент театра… рассчитанный на определенные эмоциональные потрясения воспринимающего… единственно обусловливающий возможность восприятия… конечного идеологического вывода» [3, с. 270]. Здесь мы видим некоторые ключевые элементы аттракта: привлечение внимания зрителя, предположение у него особой эмоциональной реакции, донесение абстрактной идеи. Однако если аттракцион рассматривается Эйзенштейном как прием искусства, то аттракт является элементом процедуры метахоры, т.е. затрагивает контекст социального пространства в целом. При этом скрытие является настолько же важным элементом аттракта, как и вызов определенного отклика у зрителя. Приемы аттрактов могут применяться в тех практиках, которые традиционно не ассоциируются с аттракционами: например, в городской архитектуре, освещении улиц и производственных пространств, т.д. Иными словами, аттракты повсеместны постольку, поскольку повсеместно скрытие пространственной природы замещения, а проблема внимания является универсальной для общественного бытия в целом. Таким образом, можно сказать, что понятие аттракта является экспликацией наработок Эйзенштейна в области теории эстетического воздействия театра и кинематографа на анализ социально-пространственных трансформаций капитализма. Если Эйзенштейн работает с художественным приемом, т.е. со специфической, частной практикой уже до некоторой степени отделенной от того социального пространства, из формализации и переработки которого она возникла, то я двигаюсь в обратном направлении, раскрывая ее генеалогическую укорененность в технологиях производства городского пространства, таких, как освещение. Действительно, электрическое освещение (в той форме, в которой оно начинает использоваться на рубеже веков – см. предыдущий доклад) выполняет функцию аттракта: само оставаясь невидимымы, внемодальным, оно фокусирует зрение субъекта на определенном объекте в пространстве или изменяет способ восприятия какого-либо пространства в целом. При этом следует отметить, что невидимость освещения не абсолютна, его внемодальность является условным, нормативным элементом.

Аттракты функционируют в качестве (относительно) невидимых механизмов распределения восприятия, в качестве микро-пространственных тактик воспитания зрителя. При этом понятием, отражающим идеологическое содержание дискурса аттрактов, является внемодальность, т.е. представление о необходимости исключения из поля видимости объектов, так или иначе эту видимость префигурирующих. Не только зрелище, образ, призваны скрывать, но и сама зрелищность, образность, должны быть скрыты. Являясь причиной возникновения образа и зрителя, сам аттракт должен поддерживать внешнее, внемодальное по отношению к ним существование. Иными словами, освещенный объект производит в зрителе эффект естественности до тех пор, пока из его поля зрения ускользает источник освещения. Однако внемодальность аттракта относительна, она является политически обусловленным содержанием этого пространственного явления, а не действительной метафизической формой его существования.

выведение

АТТРАКТ – механизм скрытия пространства репрезентации в метахоре и материальное тело тех общественных отношений, в которых изображение представляется в качестве образа. Аттракт представляет собой «экстимную», т.е. внешнюю сторону образа, которая, тем не менее, префигурирует отношение к его внутреннему содержанию. Аттракты это те пространственные приемы, которые позволяют нам воспринимать образ, не замечая, вынося за скобки пространство его экспонирования. Аттракт является составной частью пространства-репрезентации и выполняет ключевую функцию регулирования зрительского внимания (доклад «Политика взгляда III»). В контексте современного города одним из основных аттрактов является электрическое освещение, которое, по словам многих современников его массового распространения, полностью поменяло облик городского пространства в ночное время, породив то, что Маккваер называет «нематериальной архитектурой» (ссылка).