Рабочий

Материал из raumanalysis
Перейти к навигации Перейти к поиску

1[править]

В «Капитале» Маркс показал, что у капиталистов не было особых требований к рабочим, тяжелый индустриальный труд могли выполнять и дети, и женщины. Газеты того времени пестрят объявлениями о сборе работников на сельскохозяйственные, сезонные работы или же поиск слуг, но нигде нельзя увидеть обсуждения вопроса о требованиях к промышленным рабочим. Даже Эдвард Кэдбери, один из основателей бренд-города Бурнвилль, указывает лишь на то, что рабочие должны быть молодыми, здоровыми, послушными – а для того, чтобы они не потеряли привычку подчиняться, он советовал нанимать их сразу же после школы [12, с. 4]. То есть, нужно подчеркнуть, что в это время существовало воззрение об уместности рабочего в любом из возможных видов занятости. Такое отношение к наему рабочей силы не могло пройти бесследно для самих капиталистов. Поэтому, когда процесс монополизации и возникновения массового производства собрал на заводах тысячи рабочих, стала очевидной проблема утечки рабочей силы, безответственного выполнения ею поставленных задач, срыва роста производительности и интенсивности труда и пр., а что более серьезно, так это появление требований со стороны рабочих, их профсоюзных организаций относительно снижения интенсивности труда и повышения зарплаты, - в этой ситуации проблема наема рабочей силы встала в полный рост. Возможно, что именно с психологизации этого феномена началась тенденция размельчения проблемы Рабочего Класса (с большой буквы) на совокупность тактических интервенций в частные конфликты между классами с целью их нормализации. Брюс Кауфман очень хорошо выразил суть этой тенденции: «… что было когда-то одной великой и неразрешимой Проблемой Труда (конфликт между трудом и капиталом) начинает растворяться в 1910-х гг. в множестве маленьких индивидуальных проблем, таких как утечка рабочей силы, низкий моральный дух и необразованность рабочих. Эти проблемы не представляли большой опасности и могли стать предметом для научного анализа и управленческого решения» [19, с. 145].